статьи

 

ВРЕМЯ ЖИВОПИСИ.
Андрей Толстой, кандидат искусствоведения.
«Вернюсаж» - цветное приложение к журналу
«Новая Юность» 1/34/1999

 

На исходе ХХ века живопись переживает не лучшие времена. Ей приходится соперничать с гораздо более эффектными видами визуальных изображений на экранах мониторов и видеопроекторов. И все-таки живопись не сдается, а, напротив, находит все новых сторонников, стремящихся освоить ее, может быть, с точки зрения новейших технологий, и несколько архаичный язык, который зато гораздо непосредственнее передает индивидуальность творца. 

В работах трех художниц, которые помещены на этих страницах, есть нечто общее. Это общее – любовь к ярким, светоносным цветам, хотя, разумеется, у каждой своя предпочтительная палитра, у каждой, наконец, свои излюбленные сюжеты и мотивы. Есть и еще одно, что объединяет всех троих: тема Времени, пронизывающая и приемы построения формы, и содержательную сторону их работ.

Сразу обращают на себя внимание яркие и экзотичные для нас полотна Гали Абдель-Фаттах. С детства все знают о Древнем Египте, пирамидах, сфинксах, храмах-городах и богатых гробницах с росписями. Узнаваемые сразу атрибуты древнеегипетского искусства художница умело использует для создания современных жанровых портретов. Более того, она прибегает к некоторым приемам построения изображения (фронтальность или профильность фигур, статичность поз, заполнение фона геометрическим орнаментом и т.д.), которые в древности были обусловлены строжайшим каноном, а сегодня смотрятся как умелая стилизация. И если в древности канон анонимизировал любое произведение, то в этих работах, напротив, его элементы помогают подчеркнуть не только своеобразие манеры современного художника, но и индивидуальность его моделей. Получается, что Время становится полноправным персонажем в каждом из полотен художницы.

Произведения Натальи Григорян и Яны Поклад более привычны для нашего глаза – по крайней мере, по мотивам: пейзажи, натюрморты, небольшие жанровые сценки. Хотя оба автора также опираются на традиции, но они у каждой из них – свои. Если Н.Григорян более свойственно любоваться яркостью цветовой палитры окружающего мира и как бы помогать ему выглядеть еще более декоративным, чем он есть, то для Я.Поклад важнее материальная «плоть» предметного и природного окружения.

В картинах Натальи Григорян цветовые пятна живут своей собственной жизнью и одинаково активны независимо от того, что перед нами: пасущиеся на лугу пятнистые коровы или такая же пятнистая ваза с цветами, или же маковое поле; разноцветные же стены поднимающихся по склону домиков походят на пестрый ковер или лоскутное одеяло. Цветовая насыщенность, иногда даже мощь, сближает эти произведения с народным искусством и с теми направлениями ХХ века, которые вдохновлялись как народной творческой стихией (например, неопримитивизмом), так и восходящими к средневековой мистике поисками в области цветовой символики (символизмом). И снова Время вносит свою ноту в восприятие работ художницы, живущей на исходе нынешнего столетия.

Краски, положенные на холст или картон Яной Поклад, весьма активно лепят форму, поэтому фактура в ее работах играет такую же важную роль, как и сам цвет. Через фактуру, собственно, мы и опознаем в первую очередь то, что изображает художница: горный ли склон, залитый ли вечерним светом цветущий луг, или ракушки, разбросанные на цветастой скатерти, тополя ли, склонившиеся над речкой, или небольшую рощицу, стволы и кроны деревьев которой похожи на колонные и своды просторного храма. Конечно, и здесь цвет очень важен, и им художница пользуется весьма искусно, так что в каждом случае достигает именно того эмоционального настроя, который лучше всего соответствует выбранному мотиву. Всматриваясь в картины Я.Поклад, вспоминаешь о художниках рубежа прошлого иначала нашего века, стремившихся в темпераменте красочной лепки запечатлеть то, что до тех пор в живописи не умещалось – ощущение сопричастности, соотнесенности всего того, что происходит сейчас, и того, что уже произошло много лет назад. Среди них – Гоген и Сезанн, и Михаил Ларионов, и Павел Кузнецов и многие другие, то есть те, кто ввел в живописное искусство «временную составляющую».

Работы Г.Абдель-Фаттах, а особенно Н.Григорян и Я.Поклад отличаются большим разнообразием эмоциональных звучаний, и это говорит не только о своеобразии творческих индивидуальностей трех художниц, но и об их стремлении к поиску новых тем для художественного осмысления, а значит, и для приложения своего профессионального арсенала живописных средств и приемов. Эти приемы и средства хоть и появились на свет не вчера и даже не позавчера, но обновлялись и будут обновляться столько, сколько будет существовать искусство живописи.

Время – не враг и не друг живописи. На рубеже веков оно – часть ткани, часть самой структуры живописного произведения. И вместе, судя по всему, они готовы продолжить свое существование и даже расцвести в третьем тысячелетии.

Яндекс.Метрика