статьи

 

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ВЕЩИ
Наталья Зимина
Газета «Тверская жизнь»
11 апреля 2008 года

 

Живописные пленэры хороши помимо прочего тем, что они обязательно имеют продолжение. По окончании работы художники оставляют некоторое количество вещей принимающей стороне, и эти дары становятся «точкой роста» для местных картинных галерей; итоговые выставки же, состоящие по преимуществу из этюдов, служат поводом для более серьезного знакомства и перерастают в персональные выставочные проекты. Такая экспозиция намедни открылась в выставочном зале города Ржева – там показывают свои работы тверской художник Андрей Савельев и москвичка Яна Поклад.

Тут надо заметить, что московская художница давно сроднилась с Тверской губернией: и дедовский домик в селе Хворостьево Торопецкого района (сейчас от него не осталось и фундамента), и живописные пленэры в том же Хворостьеве, а также во Ржеве и Весьегонске – Яна Поклад знает о наших пенатах поболе, нежели некоторые местные жители. В прошлом году Яна и Андрей вместе искали интересные домики и дворики во Ржеве – городе, по словам участника того же пленэра Вячеслава Столярова, очень сложном, скрытном, далеко не сразу обнаруживающем свой дух и колорит. Нашли. Причем настолько удачно, что ваша покорная слуга как-то получила совсем уж в ночи СМС-сообщение: «Написал гениальную вещь. Оставлю здесь». Андрей Савельев от скромности, конечно, не умрет, но мрачноватая картина «Сумерки во Ржеве», безусловно, хороша, она вполне могла бы украсить собрание любой серьезной галереи, занимающейся современным искусством. И она действительно осталась в коллекции Ржевского выставочного зала, а сейчас включена в открывшуюся экспозицию.

Идея такой парной выставки принадлежит заведующей Ржевским выставочным залом Ирине Аввакумовой: сама художница, она усмотрела в творческой манере двух очень разных авторов похожие композиционные и пластические пристрастия. Получилась изысканная игра единства и противоположностей. Элегантная, вся в черном, с воздушным шелковым шарфом и прической в стиле «…двадцатый год, Россия в огне, у многих трудности с ВЧК» Яна – и сугубо неформальный, похожий на не самого прилежного студента преподаватель Савельев. Его очень мужская, вполне брутальная, иногда почти монохромная живопись – и нежнейшие розовые, бежевые, зеленовато-голубые пейзажи госпожи Поклад. По сути получилось противопоставление мужского и женского начал, восточных инь и ян в изобразительном искусстве. Тут, впрочем, стоит заметить, что женственность работ Яны Поклад совершенно не означает их принадлежность к тому, что абсолютно справедливо и очень невежливо называют «дамским рукоделием». В ее вещах нет спонтанной эмоциональности, они композиционно и колористически выверены настолько, что даже этюды оставляют впечатление «картиночности» и вполне музейного уровня исполнения. Впрочем, несмотря на явную аналитичность, работы обоих авторов нельзя назвать сухими и идущими «от головы» – они пишут именно эмоции, используя для их визуализации весь арсенал выразительных средств современной живописи. В особенности у Андрея Савельева узнаваемый ландшафт часто превращается в достаточно формальное композиционное построение, нагруженное множеством дополнительных смыслов. Таков масштабный «Перекресток», написанный еще в 2003 году и надолго задвинутый в дальний угол мастерской. В процессе подготовки к выставке художник его извлек, присмотрелся и сам наконец понял, что именно написал. И так тоже бывает.

При этом нельзя сказать, что художники находятся вне общего потока развития реалистического искусства: радикальные композиционные решения и колористические эксперименты как раз и работают на то, чтобы максимально выразительно передать форму и суть вещей и ландшафтов. Гости вернисажа очень радовались, узнавая в разноцветных, декоративных, несколько театральных домиках Яны Поклад хорошо знакомые уголки Ржева, а «Трасса» Андрея Савельева при всей ее лаконичности не оставляет сомнений: это где-то на севере, именно так и выглядит настоящая Финляндия.

Помимо прочего экспозиция – и в этом заслуга и самих художников, и Ирины Аввакумовой – хороша тщательностью отбора. Часто художник хочет показать не просто все, а вообще все, включая вещи либо неудачные, либо не вписывающиеся в общий замысел. Андрей Савельев, впрочем, признался, что хотел повесить в том числе и на редкость невнятную «пластмассовую» курицу – исключительно ради того, чтобы журналистам и искусствоведам было что всласть поругать. Но потом, к счастью, передумал. Здесь в выставочные залы не попало ничего случайного – даже небольшие пленэрные этюды очень органично и эффектно укладываются в концепцию экспозиции. Эмоции и мысли двух во многом похожих и тем не менее очень разных художников, сталкиваясь в одном пространстве, аж звенят от напряжения, как высоковольтные провода. Вот в этом и заключается самый главный интерес.

/Наталья Зимина/

Яндекс.Метрика