статьи

 

ТАНДЕМ ЖИВОПИСЦЕВ
ЗАМЕТКИ ЗРИТЕЛЯ
Павел Фефилов, искусствовед
Газета «Быль нового Ржева»
16 апреля 2008 года

 

ЭЖЕН Делакруа говорил: «Живопись – это имитация рельефа на совершенно плоской поверхности, но чтобы сделать ее поэтичной, надо придать объем». Каким наивным кажется теперь высказывание великого француза! Чтобы убедиться в этом, следует обязательно заглянуть в выставочный зал.

Новая экспозиция двух художников – москвички Яны Поклад и тверичанина Андрея Савельева, объединенных идеей перевоплощения натурного куска природы в поэзию гармонических идей, – удивляет и заставляет задуматься.

Мне повезло побывать на открытии выставки и познакомиться с авторами, молодыми обаятельными людьми, чье дарование отмечено непременным участием в российских и европейских экспозициях. Не зря академик Б. Федоров, посетив вернисаж, упомянул про две школы – московскую и тверскую, столкнувшихся на одной выставке, которая от этого только выиграла. А другой именитый художник Н. Дочкин подчеркнул, что изображение природы – это чудо, которое надо не только увидеть, но и впитать в себя, а главное, донести до зрителя.

На мой взгляд, Яна приземленнее Андрея. Вероятно, здесь сказывается женское начало и каноны Суриковского института, довлеющие над художницей, от которых она, впрочем, все больше освобождается.

Ее «Ворота Сысоева» изумили все выставкомы. По их единодушному решению, работа была рекомендована на самые престижные российские выставки. Сюжет прост: старые деревянные ворота со щелями, сквозь которые струится солнце, обжигая лучами крепкие смоляные доски. Все это в контражуре, но прочитывается легко, так как мастер нашел способ не зачернить, не замучить фактуру изумительно золотистого дерева.

Кстати, солнце у Яны всюду: в «Доме Прасковьи Павловны», где вечерние лучи скользят по траве, крыше, ветвям старой ели и согбенной старушке в красном платочке, обозначенной одним мазком кисти.

В «Азии» светило обволакивает фигуры стройных женщин. В них есть что-то гогеновское – смуглость, отрешенность и философский вопрос: «кто мы, откуда и куда идем?»

Обращает внимание «Культурный центр деревни Подол», где в скупом убранстве огромной пустой комнаты с высоким потолком и печкой в центре взгляд привлекают два пятна: сиротливое, никому не нужное красное знамя – символ ушедшей советской эпохи и одинокая фигура женщины, возможно, завклубом. И еще гнутый венский стул, на котором сиживали господа, а теперь гармонист, но и его пока нет. Хороши у Яны Поклад «Рыбачки». Их обнаженные загорелые тела хорошо контрастируют с холодно-синеватыми сетями, разбросанными вокруг – эта безмятежно-идиллическая сцена дополняется жарким солнечным днем вкупе с серебристой рекой вдали.

ТВОРЧЕСТВО Андрея Савельева совершенно иного рода – оно в глубоком преломлении от увиденного в натуре до гармонического звучания темы на холсте. Цикл северных сюжетов, навеянных поездкой в Финляндию, подразумевает сказания и легенды древней суровой страны Суоми.

Это «Воспоминания» с гранитными глыбами на переднем плане и небесно-чистым фрагментом моря на втором, «Монолит» с огромным камнем, заполнившем все пространство холста, которой не утяжеляет его, а гипнотизирует. И, наконец, монументальная «Long Way-2002», где среди скал пробивается фиолетовая полоска асфальта.

В «Скошенном поле» солнце спрятано в раскаленных стронцианово-охристых валках сена, мощной диагональю перечеркнувших плоскость холста. Отсюда ощущение динамики и вспомнившиеся поэтические строки:

Мы с черноземных скул
небритых пашен
Стираем крупный урожай,
как пот.

«Полет сороки» любопытен не только слегка ироническим названием, но и сюжетом.

Стог сена заполнил плотной массой (что-то охристо-ультрамариновое) все поле картины, а на его фоне кувыркается беззаботная черно-белая птичка – маленькая и еле заметная. Но найти ее надо, так как иначе теряет смысл сам колоритный сочный стог, напомнивший великого основоположника французского импрессионизма Клода Моне и его «Стог сена в Живерни».

Самая умозрительная картина Андрея Савельева расположилась в малом зале: «Перекресток. Отражение неба». Вполне в концептуальном духе новейших авангардистских изысканий. На музыкальном языке это даже не форте, а фортиссимо! Возле картины произошел диалог художника-любителя и профессионала. Любитель саркастически произнес: Шишкина совсем забыли, нашего ничего не осталось... На что именитый В. Столяров из Твери парировал: Время другое пришло, а фотография в живописи не нужна.

«Перекресток» – действительно интересная работа с точки зрения абстракции. Художественность, как говорил В. Кандинский, сведена к минимуму, но именно она и есть «душа предмета», когда воздействие произведения остается за скобками понимания, но притягивает и ведет. Серебристые вертикали супрематического характера раздвигаются в центре полотна для живого тэобразного перекрестка и тут же смыкаются, переключая взгляд на выпуклость ритмических иррациональных пятен.

Хороши и мягкие пастели Савельева: «Оттепель», «Теплый ветер» – обе в стиле Б. Федорова, известного проповедника этой техники среди тверских художников. Они лиричны, цветны, композиционно выверены и мажорно-успокоительны.

Выставка Я. Поклад и А. Савельева – серьезное событие в культурной жизни Ржева. Особый же интерес придает то, что оба живописца были участниками прошлогоднего ржевского пленэра, среди работ, представленных в ВЗ, есть и узнаваемые местные пейзажи.

/Павел Фефилов, искусствовед/

Яндекс.Метрика