статьи
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
ЖИВОПИСЬ
Екатерина Лебедева
Журнал «Художественный совет» 4/74/2010
Журнал «Деко» 3/42/2010
Что мы, взрослые, знаем и помним о летних каникулах, кроме того, что это три месяца блаженного безделья, когда не нужно идти утром рано на уроки, а можно поспать-покупаться-полениться?
Летние каникулы были всегда порой больших и маленьких путешествий, и совсем других уроков. Забросив учебники, мы уезжали – далеко или близко, к югу ли на поезде или на электричке на дачу. Даже ненавистные тогда поездки к бабушке деревню, где скука и копание в грядках, тоже были путешествиями.
В дороге мы познавали мир – каждый раз новый, делая волшебные открытия. Тогда мир был огромен, полон пьянящей свободы и неожиданных поворотов сюжета, а мы учились подмечать детали, понимать их значение и складывать в единую картину, поражаясь гармоничности этого мира и с трепетом ощущая себя лишь его маленькой частичкой. То было истинное счастье.
Немногим взрослым удается сохранить в душе летнее щекочущее чувство свободы и ожидания чуда, драгоценность каждой черточки окружающего мира. У Яны Поклад это получается. Человек энергичный, Яна много путешествует, острым глазом художника выбирает самые выразительные краски и детали – и бережно переносит на холст. И на холсте возникает тот самый «детский» гармоничный мир.
Яна Поклад – обладатель блестящего «взрослого» художественного образования и истинно «каникулярного» состояния души – простыми средствами возвращает зрителя в мир сказочных путешествий и делает чуть счастливее. На выставке – одни лишь пейзажи, но их достаточно для этого.
Есть пейзажи – как «секретик» под стеклышком, что мы делали в земле, когда простые мелочи, каждый день попадающиеся под руку, вдруг превращаются в невиданные и таинственные сокровища.
Другие – как гербарий между страницами, который мы собирали, валяясь с книгой в саду на даче; а теперь находим поблекшие хрупкие цветы и листочки, читая эту книгу своим детям.
А есть – сложный орнамент из облаков-деревьев-листвы-теней-травы, полный открывающихся только в детстве великих секретов и тайных знаков.
С профессиональной точки зрения работы безупречны, обладают каждая своим колоритом и настроением. При этом автор строг и лаконичен, выбирая главные детали и не отвлекаясь на мелочи.
И почти в каждой работе есть огромное, безмятежное небо с плавающими в нем ленивыми, улыбающимися облаками – то небо, в которое мы детьми вглядывались, пытаясь понять, что же там, дальше.
Теперь в выставочном зале на Крымском Валу мы можем просто выйти из города и сделать шаг в летние каникулы, в ощущение чуда и приближения непременного грядущего счастья.
/Екатерина Лебедева/