статьи
ИСКУССТВО ВИДЕТЬ. ТВОРЧЕСТВО ЯНЫ ПОКЛАД КАК ЗЕРКАЛО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
(ответы художника Яны Поклад на вопросы редакции журнала Художественный Совет)
Можайск. 2010, 40х50, холст на картоне, масло
Не стремясь быть оригинальной, или же оригинальничать, и вписываясь в русло реалистической традиции, Яна Поклад достаточно ярко выделяется на российской арт-сцене. Возможно, секрет этого успеха кроется именно в необычном мировоззрении и яркой и сильной творческой личности, которые проявляются как в станковой живописи, так и в размышлениях об искусстве их автора. Сегодня редакция «Художественного совета» предлагает читателям беседу с московским художником Яной Поклад, членом МСХ, живописцем. Беседа, изначально планировавшаяся как разговор о творчестве, получилась звучной и затронула ряд животрепещущих вопросов, ставших краеугольными камнями как для художника, так и зрителя современности.
Е.С. Яна, ты живописец с ярким творческим лицом, у тебя есть свой узнаваемый публикой стиль, что редкость в наши дни, когда на выставках мы видим десятки единообразных постмодернистов, реалистов, актуальщиков, которые вне зависимости от стилевой принадлежности выглядят как клоны. Как ты можешь прокомментировать эту ситуацию.
Я.П. У людей общая биология, одинаково устроено тело, совпадает строение головы и других частей тела. В этом контексте наличие «своего лица» выглядит сомнительным достоинством и народом прозорливо и точно называемо уродством (на заметку «креативному классу»). Более, того наличие «своего лица» не является контрольным, определяющим параметром мастера. То есть, переход художника-профессионала в статус мастера не гарантирует появление яркой индивидуальности, а наличие таковой не является верным признаком мастерства.
Я не вижу ничего плохого в существовании стилевого единообразия, более того, именно в нем проявляется природа конкретной традиции как таковой. «Собственный почерк» не может быть целью развития художника, он появляется как результат кропотливого освоения и ассимиляции традиции, к которой художник себя относит, т.е. появляется именно из этой благодатной среды единообразия (от понятия «единый образ»). Сама русская реалистическая Школа – это дерево традиций, и как у дерева, у нее есть ствол и скелетные ветви. Т.е в нашей реалистической школе мирно сосуществует несколько реалистических традиций – ветвей – и границы их почти точно совпадают с границами «единообразия». Иногда традиция прерывается (ветка засыхает), но коль скоро жив ствол, рано или поздно просыпается спящая почка и ветка вновь начинает расти, развиваться и плодоносить.
Е.С. Скажи, что лежит в основе твоего творческого лица и как ты его нашла.
Я.П. - Возможно, если говорить без шуток, моя творческая инАкость имеет природу такой почки одной из ветвей реалистических традиций, уснувшей на время. С первых минут знакомства меня потрясло родством творчество таких художников как, Рерих, Сарьян, Петров-Водкин, практически сразу очевидным для меня стала близость круга «Мира искусства». Бесспорно при этом, что моему становлению как художника помогло, способствовало пребывание в стволовой, почвенической традиции реализма во время обучение в МГАХИ им. В.И. Сурикова в мастерской Сидорова В.М. Эта традиция и все педагоги мастерской отнеслись к моему творчеству (и моей инакости) бережно и с эмпатией.
Е.С. Не в последнюю очередь твою живопись определяет круг сюжетов, который достаточно устойчив и характерен. Есть определенные творческие темы, к которым ты возвращаешься из года в год, и которые с каждым новым созданным произведением выглядят все более свежо и ярко. Было бы очень интересно узнать, как ты обрела эти сюжеты - Крым, Переславль. Очевидно, что за ними стоит нечто гораздо более глубокое, чем просто пленэрные выезды, в картинах чувствуется глубинная связь мастера с тем пространством, которое он запечатлевает и творит. Устойчивые творческие темы - что они для тебя значат?
Жаркое Лето.1999, холст, масло, 70х80
Я.П. - Круг моих сюжетов прост: это группа образов того, что я люблю, и все они родом из детства. Очень долгое счастливое время почти с рождения каждое лето я проводила с родителями в деревне Елпатьево, в глубинке между Переславлем и Калязиным. Палящее июльское солнце, свист ласточек у обрыва на карьере, ласковые, сказочной красоты изгибы Нерли, заброшенная церковь над рекою, костер на вечерней зорьке, пытливые и любознательные друзья были моим естественным окружением все детство и отрочество. Там же я получила первое знакомство с неочевидным, неявным, для взрослого практически недоступным, тонким надматериальным миром дикой русской природы, соприкоснулась с силами, управляющими ею.
Сказочные мифологические персонажи, обитающие в полях и лесах, мир былины и народной сказки казались естественной связкой между величием стихии и жизнью людей. Тогда, благодаря совпадению внешних обстоятельств - окружения - и внутренних - обостренной чувствительности - будучи ребенком, я стала частью природной мифологической среды, полноправным жителем Лукоморья. Это хорошо видно в работах разных лет, дух и символика мифологического жанра доминирует во всех моих картинах, не сильно маскируясь, и в пейзажном, и в бытовом жанре.
Я люблю путешествовать, открывать для себя новые миры, делиться ими со зрителем, люблю горы и море, Юг и Восток. Похоже, эта привязанность тоже происходит из детства и школы. Мое знакомство с Крымом состоялось в 1997-98 годах, поездки казались мне возвращением в сказочный мир, этюды сделаны на одном дыхании в жанре школьного сочинению на тему «как я провел лето». Именно этот период стал водоразделом между ученичеством и самостоятельным творчеством. Эти поездки сформировали мой пластический инструментарий – форму - и впервые обозначили тему. Моя тема – не Крым или Среднерусская равнина, Переславль или Вышний Волочек моя тема – былинно-мифологическое пространство, метаистория и «метагеография», сведение видимой и невидимой частей жизни русской цивилизации в единую реальность.
В.Л. Как выезды на пленэры влияют на композицию? Насколько они важны для развития художника?
Я.П. - Напомню, что пишут учебники о композиции. В классическом значении, композиция – это построение художественного произведения, в наивысшем уровне значения – система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений. Рассмотрим по частям некоторые аспекты этого определения. Человек (а художник - тоже человек) пополняет свои ресурсы только из трех источников: еда, сон, пища впечатлений. Если еда дает грубую субстанцию, жизненно необходимую для физического существования, то впечатления питают человека тонкой энергией, без которой творчество невозможно в принципе. Выезд на пленэр – это, прежде всего, поход за пищей впечатлений.
Композиция – это построение художественного произведения. В норме – вся совокупность, вся работа профессионала (в отличие от ученика) от замысла до последнего мазка и подписи является работой над композицией. Эта работа требует пробужденного состояния, владения вниманием, умением менять его фокусировку, производить произвольную настройку восприятия, возвращаться от частного к общему, двигаться к замыслу и возвращаться обратно к детали и фрагменту.
Если при работе с цветом основное усилие, требующееся от живописца – это расслабиться, чтобы цвет сам повел художника, то работа над композицией – это, прежде всего, процесс управления, поэтому композиция не допускает возможности автоматической или неосознанной работы. Построение произведения требует многого, и в основном не столько физических, но интеллектуальных и эмоциональных усилий, и силы, энергию для такой работы можно черпать только из пищи впечатлений. А на пленэре пищи впечатлений больше, чем достаточно.
В.Л. Яна, каковы твои впечатления от пленэрных выездов в российскую глубинку? Что отличает такие поездки от натурной работы в Москве с точки зрения работы над композицией?
Я.П. - Русская природа и жизнь в провинции, уклад жизни и архитектура, дышащая стариной, сами по себе содержат тот самый Русский национальный код, который наша элита, столичный бомонд годами ищет в Москве и не находит. А здесь, в провинции, ты всем существом ощущаешь и осознанно или неосознанно впитываешь ту живую субстанцию, тот клей, который всех нас из просто людей, этаких рассеян, превращает в Русских. Именно здесь, у излучин рек, под стенами древних православных монастырей из подсознания, из закромов нашей генетики активируется многотысячелетняя русскость, преемственность великой Русской цивилизации. И тогда просыпается Дух.
Возвращаясь к заданному вопросу, отмечу, что композиция - многоуровневый синтез, где в наивысшей точке находится мировоззрение, взгляд на мироустройство. А мировоззрение направляется Духом, независимо от нашего сознания. Поэтому наша русская земля сама дает и замысел (главный, стартовый элемент композиции), и собственно смысл существования художнику, толкает на создание гимна своей земле, подсказывает слова для песни о Родине.
Ворота Сысоева. 2007, холст, масло, 75х93
В.Л. Можно ли сначала и до конца написать картину в мастерской?
Я.П. - Теоретически, конечно можно. А практически, работе над картиной предшествует сбор материала – это для «картинщика» никакой не секрет. Каждый художник по своему опыту знает, как трудно порой найти средства раскрытия и организации образов, их связей и отношений в композиции (картине), сидя долгими зимними вечерами в мастерской. Можно всю свою творческую жизнь вымучивать эти самые образы, не имея живой жизненной фактуры перед глазами. А на пленэрах художник находит все, что ему нужно, более того, жизнь и природа оказываются богаче любого, самого свободного и даже буйного воображения. Какими бы отвлеченными ни были формальные композиционные поиски, художнику жизненно необходимо работать над композицией с натуры, производя отбор увиденного, создавая строй, порядок из случайных и порой равнозначных потоков информации, объектов и деталей.
Е.С. Яна, я знаю, что ты участвуешь в групповых поездках на пленэр. Скажи, пожалуйста, в чем смысл таких поездок, разве недостаточно самой выехать за город и спокойно насладиться в одиночестве природой и красотой провинциальной архитектуры?
Я.П. В русском укладе жизни и в творческой традиции особое место всегда занимала групповая работа. На пленэры вот уже пять лет московские живописцы – члены МСХ – под руководством замечательного московского художника Петра Грошева выезжают большой группой в 45-50 человек, это большой экскурсионный автобус. Я стараюсь не пропускать ни одной поездки. Надо понимать, что такое количество художников создает свое поле, свой настрой; группа становится единым организмом, при этом ни один человек не теряет своей индивидуальности. Такой принцип жизни и работы в России называется соборностью.
Только совместная работа помогает большим группам людей обретать новые смыслы в старом русле жизни, позволяет переосмысливать прожитые большие этапы, менять мировоззрение, входить в резонанс с новыми задачами собора - всех русских людей, всего народа, страны. Вместе с ходом истории меняются задачи художника и средства выражения идеи, замысла, а значит, наполняется новым содержанием и обогащается новыми средствами и композиция. В группе ты начинаешь чувствовать большие ритмы, исторические изменения мира, становишься проводником между живой историей и своими современниками, а также потомками, которые по твоим честно сонастроенным современности картинам – композициям смогут судить о нашем времени.
В.Л. Обращаясь к твоему творческому методу, хотелось бы узнать о его материальных составляющих, т.е. о тех материалах, которые ты используешь для работы.
Я.П. Я пишу маслом, использую отечественные масляные краски: пишу красками фирмы «мастер класс», «гамма». Волшебная охра желтая - это пленэрная краска номер один, нужный мне цвет есть только в линейке «гаммы».
В.Л. Российские краски лучше, или импортные недостаточно хороши для тебя? Если серьезно, чем мотивирован выбор в пользу отечественных материлов: физическим, химическими свойствам, может Вас привлекает соотношение цены и качества, или это напротив - вопрос иррациональной привычки?
Я.П. - Я стараюсь избегать влияния рекламы при выборе того, чем буду пользоваться. Методом проб и ошибок я установила, что наши материалы хороши, по крайней мере, для меня, соответствуют моим потребностям для достижения необходимой пластической формы. Кроме того, отечественные краски в основе своей делаются из однородных пигментов (кстати, я не пользуюсь имитациями), художнику для создания необходимых оттенков нужно их смешивать. Красивые до невозможности итальянские и голландские тюбики краски, как правило, имеют в своем составе уже готовый замес из нескольких пигментов и разного количества белил, за что профессионалы старой закваски не без сарказма называют такие тюбики «подарочным набором», это мнение, кстати, является другой крайностью. Просто, если несколько поколений моих предшественников с успехом пользовались, отечественными материалами, то и мне они в полной мере подходят, тем более что они проверены многими десятилетиями музейного хранения.
Е.С. Яна, этот вопрос я бы хотела задать тебе как одному из художников реалистической традиции. Насколько русская реалистическая школа сейчас вписывается в европейское искусство, мейн-стрим? Ни для кого не секрет, что наши мастера-реалисты с успехом преподают в Италии, в Германии, где их ждут и приглашают в престижные учебные заведения. В Китае и вовсе идет мощная волна интереса к нашему реализму. Насколько тебе как успешному живописцу и одновременно пишущему арт-критику, т.е. личности, анализирующей современный художественный процесс, кажется такая востребованность наших мастеров-реалистов на Западе закономерной. "Яна Поклад. Не только ностальгия - вера в будущее". Таково название одной из многочисленных статей о тебе, написанных арт-критиками (Андреем Толстым, Виктором Калашниковым и другими). Есть ли у тебя вера в будущее, не только в личное профессиональное, но и того направления живописи достойным представителем которого ты являешься. Поработай немного футурологом.
Я.П. - Я бы сразу отделила мух от котлет: понятие «вписываться в европейское искусство» и «находиться в мейнстриме» нужно разделить. Огромная востребованность мастеров русской реалистической школы уже сама по себе говорит о том высоком месте, которое она занимает. Русскому искусству вообще и Реализму в частности никуда не нужно вписываться, у него есть свое законное и достойное место в современной мировой культуре. Кстати, косвенно это подтверждается художественной политикой Китая, который тоннами скупает русское традиционное искусство и медовыми коврижками заманивает наших мастеров преподавать у себя. Китай, как известно, собирает, не гнушаясь воровством, по всему миру прорывные идеи, современные технологии, стремится заполучить и внедрить передовые и результативные наработки в большом спорте, науке. И, разумеется, искусство, живопись здесь – не исключение. Традиционное искусство как воздух необходимо самим художникам, востребовано народом, поскольку является естественной частью его духовной жизни.
В отличие от востребованного искусства, параметры так называемого мейнстрима задаёт явный или скрытый (неочевидный) идеологический заказ, который заказывающей системой и финансируется. Т.е., то, что нужно людям (и востребованное зрителем), и то, что «в мейнстриме» – это разные, практически перпендикулярные вещи. Искусство мейнстрима создается и оплачивается через систему грантов, поскольку никому кроме узкого круга самих актуальных художников и группового анонимного заказчика не нужно. Иными словами, мейнстрим – это искусственно созданный и тщательно культивируемый инструмент глобализма, нарядно загримированный под «духовный» продукт. Реализм же – корневое, очень органичное для русских направление в традиционном искусстве, стержень, который является частью нашей богатой, очевидно что живой культуры. В Европе свои национальные пластические традиции утрачены, а академическое образование как система отсутствует (в отличие от США, где сохранилась серьезная реалистическая школа), и коррелирует это с размыванием национальной и духовной идентичности народов Европы. Это означает, что Европейское академическое искусство и реалистическая традиция в полной мере существует и развивается в основном в России. Думается, что пока существуют национальные отличия, пока существует Россия как страна, реалистическая школа естественным образом продолжит развиваться в русле русской цивилизации.
Беседу вели Владимир Ларионов, Елена Садыкова.